irina_medvedeva (irina_medvedeva) wrote in ru_antischool,
irina_medvedeva
irina_medvedeva
ru_antischool

Система образования должна подчиняться рыночным законам.


Как происходит сейчас у нас - государство собирает с народа налоги, само решает, какая часть пойдет на образование, само "строит" школу (решая при этом, без мнения общественности, чему учить, как учить, в какие сроки), по своему усмотрению набирает персонал, само оплачивает  его труд, не поинтересовавшись у клиента, т.е. у нас, довольны ли мы этим трудом. Мы только сдаём деньги, всё остальное за нас решает чиновничество.
Этого быть не должно. Вот сейчас в системе здравоохранения вводится подушевое финансирование. Например, беременной женщине выдаётся сертификат на 5000 и право отдать его тому роддому, в котором она хочет рожать (раньше шли по месту прописки). Это приводит к улучшению качества предоставляемых услуг, потому что роддома, где безмозглые акушеры, просто разоряются (ну не разоряются, всё ж это госконторы, но теряют денег немало).
В школьной системе тоже типа вводят подушевое финансирование. На самом деле это профанация. Человек должен сам решать, на какое образование он потратит свою часть налоговых денег.
Вот, что предлагал Иллич:

"Я представляю себе этот кредит в виде образовательного паспорта или образовательной кредитной карточки, выдаваемых каждому гражданину при рождении. Чтобы поддержать бедняков, которые, возможно, не сумеют использовать свои ежегодные гранты в юные годы, можно предусмотреть накопление процентов по этим грантам для тех, кто захочет в более эрелом возрасте воспользоваться своими накопленными правами. Такое кредитование позволило бы большинству людей приобретать необходимые им навыки, когда они пожелают, и делать это лучше, быстрее, дешевле и не с такими нежелательными побочными эффектами, как в школе.
В потенциальных преподавателях недостатка нет — с одной стороны, потому, что спрос на те или иные навыки появляется только в связи с их применением внутри сообщества, а с другой — потому, что этим навыкам могут обучать и те люди, которые ими уже реально пользуются. Однако людям, действительно владеющим умениями, на которые есть спрос и освоение которых требует помощи преподавателя, сегодня никто не помогает поделиться своей компетентностью с другими. Им препятствуют и преподаватели, монополизировавшие лицензии на преподавание, и профсоюзы, защищающие интересы этого ремесла. Учебные центры, которые оценивались бы клиентами по результатам обучения, а не по требованиям к работающим там преподавателям или используемым там методикам, открыли бы для многих совершенно неожиданные возможности трудоустройства, даже для тех, кто сегодня считается нетрудоспособным. И почему бы не создавать такие учебные центры прямо на предприятиях, где руководители производства и их сотрудники обеспечивали бы и обучение, и рабочие места тем, кто захочет именно таким образом использовать свои образовательные кредиты?"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments